пятница, 2 октября 2009 г.

Константин Затулин, директор Института стран СНГ.

Заявление Игоря Смирнова вполне понятно. Приднестровье живет и дышит идеей если не включения в состав России, то, по крайней мере, покровительства Москвы. И все, что на сегодняшний день тормозит это действие, — собственно переговорный процесс и позиция России, разделяющей общее с участниками этого процесса мнение о возможности восстановления территориальной целостности Молдовы. Разумеется, на определенных условиях, которые должны быть согласованы. То есть Россия, как и в случае с Абхазией и Южной Осетией до августа 2008 года, по-прежнему считает, что как государство Молдова имеет право претендовать на границы бывшей Молдавской
СССР
. Что реально затрудняет решение этого вопроса, так это география двух территорий. Россия не граничит с Приднестровьем, и это — большая проблема. Даже с Калининградской областью, которая официально является частью нашей страны, поддержание связи чрезвычайно затруднено. Можно представить, какие трудности возникнут при возможном включении Приднестровья в состав России. Ситуация усугубляется тем, что Россию от Приднестровья отделяет Украина, далеко не самая дружественная нам страна при ее нынешнем руководстве. В этой связи более прагматично обсуждать вопрос признания независимости Приднестровья. Но и здесь ясно, что Молдова категорически против такого решения, очевидно, что она будет всячески мобилизовывать общественное мнение против признания независимости республики. Почему Смирнов заявил об этом сейчас? Просто потому что после прихода к власти новой националистической коалиции в молдавском парламенте перспективы договоренностей между Приднестровьем и Молдовой почти ничтожны. Одного того обстоятельства, что во главе Молдовы стоит Михай Гимпу, желающий видеть Молдову в составе Румынии, достаточно, чтобы заранее оплакивать судьбу переговорного процесса между Кишиневом и Тирасполем. Россия не готова включить Приднестровье в свой состав. В этом случае она будет выглядеть разрушителем переговорного процесса, хотя реально таковым являются националистические деятели Молдовы. Россия не готова включить в свой состав даже Южную Осетию, что, кажется, было бы проще. Москва не идет на это, дабы ее не заподозрили в желании каких-то аннексий. А Приднестровье — вообще маловероятная история. Какая-то новая перспектива в переговорном процессе может появиться только после выборов на Украине и ухода из власти Ющенко.
А пока что нужно сосредоточить все усилия на том, что помогать российским гражданам, страдающим от молдавских националистов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий